Как создать бизнес на тоске по СССР
«Мне захотелось совместить тягу к ретро и новые технологии», — объясняет Вадим Гарнаев, основатель проекта VacuumGlow. На столе перед ним алюминиевая коробочка с шестью вертикальными колбами, в каждой из которых светится цифра: часы, минуты, секунды. Дизайн и теплый оранжевый свет напоминают об атмосфере 60-х. Но тут Гарнаев демонстрирует, что цветом и яркостью индикаторов можно управлять с помощью мобильного приложения. То же самое могут сделать встроенные датчики в зависимости от температуры и освещенности в комнате.
Газоразрядные индикаторы когда-то использовали для отображения цифровой и буквенной информации – в измерительных приборах и бытовых часах, на биржевых табло и в лифтовых кабинах. Гарнаев, бывший исполнительный директор телеканала «Дождь», раньше не был фанатом ламповой техники, но теперь хорошо знает, как электрическая энергия превращается в световую за счет возбуждения атомов газа, как разогревается катод в лампе, как можно оптимизировать напряжение для разной яркости свечения индикаторов.
Идея бизнеса родилась у Вадима, когда он заметил, что ламповые усилители и проигрыватели пластинок из антикварных лавок перемещаются на полки магазинов подарков и бытовой электроники. Из любопытства он попутешествовал по интернету и обнаружил: сотни людей собирают часы на газоразрядных индикаторах из любви к технической эстетике советского времени. Но оборудования, на котором выпускали газоразрядные индикаторы, уже не осталось, а самих индикаторов, предположительно, уцелело менее тысячи-полторы. Поэтому цены на них растут: пару лет назад можно было найти за 400-500 рублей, сегодня заполучить за 2500-3500 рублей считается удачей.
«Я подумал: газоразрядные индикаторы почти как вино — чем оно дольше лежит, тем дороже, — вспоминает Гарнаев. — Оставалось сделать продукт, который поймут и поклонники старины, и массовая аудитория». То есть ультрасовременный по начинке гаджет в винтажной форме. Знакомый инженер разработал для него оригинальную электронную схему и блок питания. Одновременно Вадим начал скупать индикаторы.
На создание устройства, мобильного приложения и сборку прототипа понадобился почти год и около 1 млн рублей.
Корпуса и электронику он заказал на заводе в Томске, стеклянные колбы для индикаторов – у московского поставщика, а модули GPS и Bluetooth – в Китае.
Из-за падения курса рубля расчетная себестоимость часов выросла вдвое. Гарнаев повысил цены в 1,7 раза. Тем не менее, по словам основателя, стартапу удается сохранять маржинальность продаж в 300%. Цены на часы VacuumGlow разных моделей варьируются от 99 000 рублей до 325 000 рублей. Гарнаев объясняет: мужчины старше 30 лет, ценящие красоту, эстетику и интересующиеся техникой и технологиями даже в кризис не экономят. Хотя выручка проекта пока невелика. С декабря 2015 года из первой сотни собранных часов удалось сбыть около 35 штук. В основном продажи идут через собственный интернет-магазин, но покупатели приходят и через Amazon, и через Fancy — популярный на Западе магазин креативных аксессуаров. 10 экземпляров Гарнаев отправил французскому дилеру интерьерных товаров, с которым познакомился на выставке High End в Мюнхене. Там же он подписал контракт с немецким дилером.
«Рациональных мотивов для покупки таких вещиц не существует, зато похожих продуктов на рынке не найти, — комментирует Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF. — Если к этому еще добавить позиционирование — комплекс смыслов, близкий конкретной группе людей, то пазл сложится. Хотя люди вне целевой аудитории будут крутить пальцем у виска и недоуменно пожимать плечами — что это за блажь? И это нормально, в XXI веке правит тренд персонализации, каждому нужно что-то свое». Как говорит основатель магазина гаджетов MadRobots Николай Белоусов, за последний год на краудфандинговой платформе Kickstarter был ряд успешных проектов, собравших по несколько сотен тысяч долларов на гаджеты, сочетающие идею старины и современные технологии. Например, шведский стартап Flyte сделал винтажную лампочку, которая парит в воздухе и получает питание без проводов благодаря электромагнитному полю. «У VacuumGlow идея красивая, но зачем в часах на газоразрядных индикаторах GPS и bluetooth — мне неясно, — критикует Белоусов. — Такие часы покупают за ретродизайн и необычный способ показа времени. Вообще мне кажется, ценовой потолок для инновационных гаджетов — $1000».
Проект Past Indicator продает ламповые часы за 20 000 рублей, но без инновационных функций управления. Изделие без корпуса можно купить за 10 000 рублей, а комплект для самостоятельной сборки винтажных часов – за 5000 рублей. «Разгребая семейный чердак, я обнаружил лампы на газоразрядных индикаторах, — вспоминает Вадим Антонов, основатель Past Indicator. — Дедушка показал мне схемы из журнала «Радио» 1970-х. Я начал по интернету искать, обнаружил, что американцы уже делают ламповые часы. Стало ясно, что надо поднимать эту тему в России».
В 2012 году Антонов организовал небольшое сборочное производство и теперь продает ламповых часов на 700 000 рублей в месяц.
Современная электроника в них присутствует только для уменьшения напряжения и ради компактности устройства. «Как правило люди ставят часы на стол, один раз настраивают и дальше просто любуются ими, — объясняет предприниматель. — Главная фишка в лампах, поэтому мы старались не перегружать продукт функциями».
Но Гарнаев не собирается упрощать свои часы и снижать цены. Он надеется распродать в ближайшие месяцы первую партию и уже разместил заказ на вторую – на 50 часов. Все модели VacuumGlow пронумерованы — стартап «играет» на том, что индикаторов осталось мало. Что будет, когда они закончатся? Антонов считает, что незанятые ниши будут всегда: когда наступит дефицит индикаторов для часов на подставке, можно делать наручные с индикаторами меньшего размера. А Гарнаев уверяет, что у него и партнера-инженера уже есть идеи новых продуктов: «VacuumGlow поможет нам заявить о себе как о производителе необычных премиальных аксессуаров».
Читайте подробнее на
http://www.forbes.ru/svoi-biznes/startapy/323469-retro-so-smartfona-mozhno-li-naladit-prodazhi-starinnogo-gadzheta